Мы помогаем Миру двигаться...

Характеристики и условия работы автомобильных аккумуляторов

05.07.12

Автомобильный аккумулятор

Пусковой ток (измеряется в амперах). Т.е., ток, подаваемый на стартер во время пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), ЕN (стандарт Единой Европы), SАЕ (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских батарей ставится “по умолчанию”, т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер провернет двигатель. Пусковой ток зависит от величины хода поршня и диаметра, количества цилиндров, соотношения прокручивания двигатель/ стартер, сопротивления цепи, температуры, вязкости масла двигателя и нагрузки вспомогательных устройств. Четырехцилиндровый двигатель может требовать такой же величины тока запуска, как и восьмицилиндровый с большим рабочим объемом. Надо помнить, что увлекаться повышенным пусковым током также не следует: сожжете стартер. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.

Электроемкость. Одной из основных характеристик аккумулятора является его электрическая емкость, измеряемая в Ампер часах (Ач). Естественно, чем больше емкость аккумулятора (при прочих равных условиях), тем большее количество электричества можно потратить на пуск двигателя, т.е. дольше крутить стартер. И если производитель автомобиля не настаивает на применении определенного типа аккумуляторной батареи, то исходя из рабочего объема и типа двигателя, по таблице можно приближенно определить емкость необходимой батареи:

 

Автомобильный аккумулятор - подобрать

 

Лучше, если вы купите аккумулятор с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля: так он прослужит вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить аккумулятор меньшей емкости, но служить он вам будет меньше обычного срока и плохо справляться с запуском в зимних условиях. Если вы купите батарею даже ненамного большей емкости, вы не выиграете в сроке службы, т.к. постоянный недоразряд аккумулятора приведет к сульфатации пластин, а это буду даром потраченные деньги.
Наличие дополнительных электропотребителей. Если на автомобиле установлены дополнительные электропотребители’ (сигнализация, электроприводы, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства), то лишние 5 – 10 Ач для аккумулятора не помешают.
Частота пуска автомобиля в единицу времени. Частые пуски в относительно короткий промежуток времени, либо пуск – короткий пробег – длительная остановка, особенно при низких температурах, опасны тем, что аккумуляторная батарея, постепенно отдавая разряд, просто не успевает заряжаться. И если ежедневно эксплуатировать аккумулятор в таких режимах (без дополнительной подзарядки), то со временем батарея будет быстро терять емкость. Это происходит вследствие постепенной необратимой сульфатации пластин.

Полярность. Современные аккумуляторы могут иметь прямую или обратную полярность. Различие в том, что положительный и отрицательный полюса могут быть выведены на разные стороны. Об этом различии стоит помнить при покупке аккумулятора, поскольку высоковольтные провода обычно имеют ограниченную длину, и клеммы просто не дотянутся до своих полюсов.


Пробки аккумулятора. Во время зарядки аккумуляторов, вода начинает выпариваться из электролита и во время электролиза делится на кислород и водород. Чтобы избежать взрыва аккумулятора, в пробках предусматриваются специальные отверстия, для того, чтобы выходили газы. В самых простых (и самых дешевых) аккумуляторах делают просто маленькое отверстие, которое быстро может забиться грязью в процессе эксплуатации. В более дорогих пробки изготавливают наподобие клапана, не дающего электролиту выплескиваться, с полостью для конденсации паров. Лучше всего, если пробки не имеют отверстий, а в крышке батареи присутствует система полостей для осуществления конденсации воды, а также единый газоотводный канал, как в необслуживаемых аккумуляторах.


Конструкция аккумулятора. Например, наличие пакетированых пластин. Каждая пластина упакована в микропористый конверт-сепаратор, которые предотвращают короткое замыкание между ними вследствие осыпания активной массы и соответственно продлевают срок “жизни” аккумулятора. Такие пакеты хорошо видны, если открыть заливную пробку.


Габариты аккумулятора. Если возникает необходимость купить аккумулятор, то стоит в первую очередь ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля. Брать автомобильный аккумулятор с емкостью, отличающейся от рекомендуемой, не стоит, поскольку система зарядки автомобиля имеет четко заданные параметры.


Влияние погодных условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль.  Самым важным климатическим фактором, влияющим на работу аккумуляторной батареи, является температура воздуха. Например, аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27°С. При -18 стартовые характеристики того же аккумулятора падают до 40% т.е. для того, чтобы запустить двигатель, необходимо иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при 27°С. Известно, что с изменением температуры изменяется плотность и вязкость электролита.  При понижении температуры возрастает плотность электролита, он становится более вязким и потому хуже проникает в поры пластин. В результате скорость реакции резко снижается и уменьшается время, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя. Все это усугубляется еще и тем, что холодный атмосферный воздух охлаждает металлические детали двигателя, загустевает масло, ухудшается смесеобразование в цилиндрах и стартеру необходим больший ток и гораздо больше времени для запуска двигателя, чем при более высокой температуре. В довершении всего при низких температурах батарея хуже принимает заряд.


Ток «холодного запуска». Показывает способность аккумулятора стартовать в условиях очень холодной погоды. Он показывает количество ампер, которое вырабатывает аккумулятор в течение 30 секунд при -18°С без падения напряжения ниже 7.2 вольт (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.


Емкость. Показывает протяженность времени в минутах, в течение которого аккумулятор обеспечивает 25 ампер при 27°С. Этот фактор представляет собой время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе заряда. В зимних условиях при -18°С аккумулятор будет плохо заряжаться в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затраченная аккумулятором на пуск, не компенсируется. В результате аккумулятор работает на износ, постоянно разряжается и в конце концов отказывает.


«Горячий запуск». Аналогично «холодному пуску является сильной нагрузкой на аккумулятор. В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно стартовать заново. Такие “горячие старты” иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или больше. Это особенно распространяется на высококомпрессионные двигатели с большим рабочим объемом и автомобили с кондиционерами.


Учитывая  вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: если автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться зимой преимущественно в полосе холодного климата, то желательно приобрести аккумуляторную батарею емкостью на 5 – 10 Ач больше рекомендуемой.


Влияние дорожных условий, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Они не так сильно влияют на работу батареи, как температура, но, тем не менее, необходимо помнить, что при эксплуатации в условиях неровных дорог и бездорожья автомобиль (а вместе с ним и аккумулятор) подвергается повышенным вибрациям и тряске. Это опасно тем, что под воздействием вибрационных нагрузок активная масса будет быстро выкрашиваться из пластин. В результате произойдет потеря емкости и возрастет вероятность короткого замыкания. Поэтому, для автомобиля, часто двигающегося по плохим дорогам, можно порекомендовать аккумуляторную батарею, у которой пластины одной полярности завернуты в сепаратор-конверт. У такой батареи значительно снижена вероятность короткого замыкания.


Качество аккумулятора. Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторы не являются исключением. Есть несколько признаков, по которым можно с достаточной точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе – должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье – качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.


Цена аккумулятора практически прямопропорциональна его емкости.


Фирма производитель. Экономить особого смысла нет, ведь качественный аккумулятор прослужит заметно дольше и не доставит проблем в самый неподходящий момент. Например, аккумулятор Варта купить можно, практически, в любом приличном магазине. Вообще, наиболее предпочтительна продукция таких известных производителей, как Varta, Bosch, COBAT, TITAN, MULTI, SZNAJDER, Medalist или MUTLU.